Зачем бизнесу нужен аудит?


Разираемся с основными понятиями

Аудит – это проверка финансовой деятельности организации с целью подтверждения достоверности показателей его бухгалтерской, финансовой и налоговой отчётности с оформлением письменного аудиторского заключения.

Аудит бывает внешний и внутренний. Внешний аудит проводят внешние, независимые аудиторские компании, имеющими лицензию на оказание аудиторских услуг. То есть, другими словами, с внешними аудиторами предприятие всегда заключает договор. Внутренний же аудит проводится штатными аудиторами компании. Внутренний аудит, как правило, относится к банковской сфере деятельности, так как, по требованиям ЦБ, в штатах коммерческих банков должны быть специалисты службы внутреннего аудита для постоянных проверок деятельности банка.

Аудитор – высококвалифицированный специалист в области проверок финансовой деятельности с навыками аналитической работы и способностью структурно излагать результаты своей деятельности в аудиторском заключении. Чтобы работать аудитором, человек должен иметь высшее экономическое образование, минимум 3 года стажа и, самое главное, сдать экзамен на аттестат аудитора, который получить довольно сложно.

аудит

Обязательный и инициативный аудит

В соответствии с российским законодательством обязательному аудиту подлежат все крупные предприятия с валютой баланса более 400 млн. руб. или годовой выручкой свыше 800 млн.руб.; предприятия – участники рынка ценных бумаг; предприятия с организационно-правовой формой: фонд.

Кроме обязательного, есть ещё инициативный аудит. Из самого понятия «инициативный аудит» ясно, что он проводится по чьей-то инициативе. Это инициатива может исходить от руководства или учредителей предприятия с целью выявления каких-то недочётов в работе или в преддверии предстоящей оптимизации на предприятии. Например, недостаточности применения льгот при налоговом учёте; перед предстоящим сокращением численности персонала. Инициативный аудит может затрагивать не всю финансовую деятельность предприятия, а только её часть.

Аудит малого бизнеса

В соответствии с поправками к федеральному закону «Об аудиторской деятельности» с 01.01.2021 отменили обязательный аудит субъектов малого предпринимательства. С одной стороны, это положительный момент в российском законодательстве, так как малые предприятия освобождаются от дополнительных финансовых трат, связанных с оплатой услуг аудиторов. Но не всё так однозначно. Собственники малых предприятий и даже микропредприятий (с выручкой до 120 млн. руб.) сами заинтересованы в аудите своей компании по одной простой причине: уверенности в правильности и законности учёта на предприятии. Конечно, если бизнес – семейный и бухгалтерию ведёт, к примеру, жена или мать собственника, которые отлично знают бухучёт, налоговое законодательство, да, к тому же сам владелец неплохо разбирается в учёте, то здесь необходимости проведения аудита не будет. Но, если бухгалтер – наёмное лицо, то здесь при выборе решения: проводить аудит или нет должны иметь значение 2 вопроса: компетентности бухгалтера и доверия к нему. Поэтому собственник малого бизнеса должен сам решить какие риски ему будут менее затратными.

аудит малого бизнеса

Аудиторские услуги

При выборе аудиторской фирмы, в первую очередь, следует ориентироваться на её репутацию. Так как, пригласив для аудита неизвестных специалистов, не имеющих ни опыта, ни хороших отзывов, можно в результате получить и соответствующее некомпетентное заключение. Поэтому работа неквалифицированных аудиторов, не нашедших ошибки в бухгалтерском или налоговом учёте, может обернуться штрафными санкциями от ФНС.

Важными критериями для выбора аудиторской компании будут:

  • членство в саморегулирующей организации аудиторов (данная информация есть в открытом доступе);
  • стаж работы аудиторов;
  • цены на оказание услуг;
  • методы, используемые при проведении аудита.

На рынке аудиторских услуг сейчас представлено немало компаний, поэтому каждое предприятие может выбрать себе подходящую и по репутации, и по цене.

14.01.2022

Возврат к списку